Речевые средства гармонизации педагогического общения (Учитель - Ученик)

kisspng-student-teacher-blackboard-education-students-ask-teachers-to-work-5aa9b8d91b2c68.1079505715210723451113

Речь учителя как форма общения посредством языка играет огромную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Речевое поведение учителя- неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленной на воспитание, обучение и развитие. Незнание или несоблюдение постулатов речевого общения или неумение их применять может привести к конфликтным, а зачастую просто неразрешимым ситуациям, когда учитель и ученик оказываются на грани непонимания, вследствие чего могут возникнуть коммуникативные препятствия (так называемые, коммуникативные барьеры или барьеры общения), мешающие их полной гармонии друг с другом. Его возникновение может снизить эффективность коммуникации или свести ее на нет. Нередко, блестяще владея методическими принципами организации и проведения учебного процесса, учитель оказывается бессилен в его речевом оформлении. Именно поэтому многое зависит от уровня подготовки, знания учителя, его педагогического мастерства, умения правильно подойти к учащемуся, понять его психику и физиологию. Нахождение оптимальных способов преодоления коммуникативных препятствий поможет учителю в общении с детьми.К сожалению, лингвисты только приступили к изучению данной проблемы.

К теме гармоничного общения обращаются такие исследователи, как А.К.Михальская, В.А. Канн-калик, Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова. Но все они рассматривают либо невербальные средства общения, либо подходят к изучению средств на акустическом уровне, рассматривают стили общения. Вследствие чего мы считаем, что выбранная нами тема достаточно актуальна в современное время.

Целью нашей дипломной работы является изучение речевых средств гармонизации педагогического общения (общения учителя и ученика).

Эта цель реализуется в постановке следующих задач:

1)рассмотреть и проанализировать понятия, связанные с педагогическим общением;

2)представить существующие классификации средств гармонизации в речевом общении;

3)выявить речевые средства гармонизации педагогического общения (учитель – ученик).

Материалом исследования послужили аудио – записи общения учитель – ученик на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время, сделанные на занятиях для учеников 5-х классов в ходе педагогической практики.

В ходе исследования мы использовали описательно – аналитический метод и метод количественного подсчета.

Структура дипломной работа такова:

1. Введение, в котором обоснована практическая значимость темы, ее актуальность; сформулированы цель и задачи; указаны пути и методы достижения этих целей и задач.

2. В первой главе – «Педагогическое общение» представлены основные понятия, используемые в работе, оговариваются специфика педагогического общения и концепция гармонизирующего диалога. Также здесь дан обзор речевых средств гармонизации общения.

3. В третьей главе представлены речевые средства гармонизации в педагогическом общении (Учитель – Ученик) и выявлена частотность их употребления.

4. В заключении представлены основные выводы дипломной работы.

Апробация: с докладом на тему «Речевые средства гармонизации в педагогическом общении (Учитель-ученик) мы выступали на научно-практических конференциях «Дни науки», проходивших в Сибирском Федеральном Университете в 2008г. (1 место) и в 2009г. В 2007г. мы выступали на круглом столе, посвященном состоянию современного русского языка, с темой «Агрессия в педагогическом общении».

Доклад на тему «Речевые средства гармонизации в педагогическом общении (Учитель-Ученик) был отдан на печать для сборника докладов или материалов научно – практической конференции «Диалог культур в аспекте языка и речи».

Имя файла:

Речевые средства гармонизации педагогического общения (Учитель - Ученик)

Размер файла: 355 kb
Скачать файл
С Новым годом!
Опиши фото. Клише
 

Комментарии

Нет комментариев. Будь первым, кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт
Гость
17.11.2019