Урок русского языка в 6 классе на тему "О чем рассказывают устаревшие слова?"

1

 Цели:

познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова»;

пополнять словарный запас обучающихся;

развивать навыки работы обучающихся с толковыми словарями;

развивать устную речь обучающихся;

формировать умение различать устаревшие слова от групп общеупотребительных с лов;

Планируемые результаты:

Личностные:формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать содержание понятия «устаревшие слова», правильно различать 2 группы утаревших слов, уметь работать со словарями различных типов.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, проектор, текстовые задания, отрывок из рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

Ход урока

I. Организационный этап.

- Здравствуйте,ребята. Давайте обратимся друг к другу улыбнемся и скажем комплимент.

2. Актуализация знаний, введение в проблему.

Приготовление к восприятию нового.

Сегодня мы продолжаем заниматься лексикой. Для того,чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте обратимся к видео - фрагменту. (снять заранее)

Давайте послушаем разговор барыни и служанки, все ли нам будет понятно. Прислушайтесь и постарайтесь запомнить непонятные слова.

Сценка "Барыня и крепостная".

- Марфа! Марфа!

- Слушаюсь барыня.

- Сколько можно звать тебя, Целыми днями без дела лытаешь!

- Никак не лытаю, барыня.

- Что за дело пытаешь?

- В хоромах прибираюсь.

- Меня в гости позвали, помоги нарядиться!

- Слушаюсь, барыня.

- Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!

- Примите барыня.

- Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела?

- Вразумела, барыня. Будет исполнено.

- Все ли слова нам известны? К какой группе слов они относятся?(Общеупотребительная лексика)

III. Постановка темы и цели урока.

-А Какие непонятные слова услышали?

- Почему мы их не понимаем?

- А почему мы не используем эти слова в речи?Куда они исчезли? (Древние,старые)

-Действительно, это слова устаревшие. Значит тема нашего урока...

Устаревшие слова, а если быть точнее, «О чем рассказывают устаревшие слова?»

(Запись в тетрадь)

Итак, тема сформулирована, попробуйте сейчас сами определить цели нашего урока, опираясь на тему и фразы:

1. Познакомиться с понятием.....

2. Узнать,почему....

3. Выяснить,какие....

4. Научиться отличать их от...

5. сделать вывод о том,для чего......

Итак, цели нашего урока: СЛАЙД

IV. Объяснение новой темы.

А)В ходе нашего урока вы будете заполнять схему в граммат. тетрадях. –Что же такое устаревшие слова? Ваши предположения?

Теперь откройте учебник на странице 39 и посмотрите,какое определение предлагают авторы учебника.

Сделайте первую запись:

Устаревшие слова

(слова ,вышедшие из повседневного употребления)

Б)давайте обратимся к упражнению №1 и познакомимся с устаревшими словами. (слайд)

-Перед вами изображение человека, с указанием его частей тела. Ваша задача-перевести устаревшие слова на современный языкс помощью рисунка. (проверка)

-А как вы думаете,почему слова,с которыми вы работали только что , стали устаревшими? ( в языке появились более точные,новые слова.которые стали чаще употребляться. Это первая причина,запишем ее.

Вытеснены,заменены др.словами

+примеры с рисунка

- А теперь давайте обратимся к рисункам на слайдах. Почему эти слова исчезли? Подумайте вместе. (прошла эпоха, а вместе с ней ичезли предметы). Запишите эту вторую причину.


Исчезли предметы, явления,а вместе и слова,

Их обозначающие

-Из вашего рассуждения видно, что устаревшие лова могут быть двух видов. А вот как они называются вы должны найти сами,прочитав статью в учебнике.

Проверка, в ходе которой выясняется,что есть архаизмы(первый столбик) и историзмы(2 столбик).

-Итак,архаизмы-это? Историзмы –это?

В) –Мы с вами выяснили,что несмотря на то, что эти слова вышли из употребления,мы с ним так или иначе встречаемся. А где мы можем узнать их значение? Правильно, в толковом словаре. Для выполнения след.задания вам понадобится толковый словарик, который у каждого есть на партах. Что же мы должны сделать с этими словами? Верно,распределить в два столбика. 1 вариант-выписывает архаизмы, 2 вариант-историзмы.

-А теперь взаимопроверка в парах, оценка.

5. Физминутка.

-Вы хорошо поработали,поэтому давайте немного отдохнем,а заодно и посмотрим,насколько хорошо вы запомнили устаревшие слова.

Встаем.

Пощелкаем перстами,

Улыбнитесь устами,

Наклоните выю вперед, назад,

Погладьте свои ланиты,

Поднимите очи ввех, вправо, влево, вниз,

Похлопаем друг другу!

6. Закрепление.

- Итак, мы с вами узнали,что такое утаревшие слова (Это?), тем не менее мыними встречаемся в нашей современной жизни. Где? (ответы учеников)

-А для чего они нам необходимы?

-для того, чтобы узнать,зачем их используют в современной жизни,я предлагаю обратиться к отрывку из рассказа писателя Юрия Яковлева «Рыцарь Вася».(кратко знакомлю ребят сс содержанием рассказа, обращение к их нравственному началу).

Чтение. Беседа.

- Найдите устаревшие слова, создайте правильно-построенный ответ на вопрос: «Для чего писатель использует устаревшие слова?», все это вы делаете в парах.

Проверка.

Итак, в худ.литературе устаревшие слова важны, чтобы понять ту эпоху, представить исторический колорит. Без них невозможно понять,о чем идет речь.

И домашнее задние у вас будет такое же. У мальчиков –один текст, у девочек-другой. Вы должны будете прочитать, найти устаревшие слова, определить архаизмы или историзмы перед вами.

7. Итоги.

-Урок подходит к концу. Сегодня мыс вами делали большое дело, давайте же вспомним,что сегодня мы с вами узнали.

-Узнали,что Устаревшие слова – это...

-Они исчезли из-за....

Устаревшие лова могут быть двух видов....

_архаизмы –это...

-историзмы – это....

-узнали,что в современное время они используются для воссоздания эпохи.

Рефлексия.

Что для ва было слоным?

Что показалось трудным? Легким?

Имя файла: О чем рассказывают устаревшие слова? Конспект
Размер файла: 46 kb
Скачать файл
Имя файла: О чем рассказывают устаревшие слова? Презентация
Размер файла: 1.8 mb
Скачать файл
Правописание приставок
Технология развития критического мышления через чт...
 

Комментарии

Нет комментариев. Будь первым, кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт
Гость
16.09.2019