Урок. Типы речи. Повествование. Строение текста.

3

Тема: Типы речи. Повествование. Строение текста.

Цели: 1.Познакомить учащихся с тремя типами речи;

2. Выявить особенности типа речи повествование;

3.Научиться отличать тип речи повествование от других типов речи;

4. Научиться составлять тексты заданного типа.

Задачи:

1. Формирование представления об организации повествовательных текстов.

2. Развитие способности анализировать текстовые материалы на предмет назначения.

3. Воспитание устойчивого интереса к изучению организации повествовательных текстов.

Планируемые результаты:

Личностные:формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты, способность сохранять логичность, связность, соответствие теме

Предметные: знать содержание понятия «повествование», знать структуру текста типа повествование, доказывать принадлежность текста к определенному типу речи, составлять план текста, составлять собственный текст, находить основные элементы композиции в тексте типа речи повествование.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Вид урока: развитие речи.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал( тексты, памятки, рисунки, материал для домашней работы), «смайлы» 

 Тема: Типы речи. Повествование. Строение текста.

Цели: 1.Познакомить учащихся с тремя типами речи;

2. Выявить особенности типа речи повествование;

3.Научиться отличать тип речи повествование от других типов речи;

4. Научиться составлять тексты заданного типа.

Задачи:

1. Формирование представления об организации повествовательных текстов.

2. Развитие способности анализировать текстовые материалы на предмет назначения.

3. Воспитание устойчивого интереса к изучению организации повествовательных текстов.

Планируемые результаты:

Личностные:формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты, способность сохранять логичность, связность, соответствие теме

Предметные: знать содержание понятия «повествование», знать структуру текста типа повествование, доказывать принадлежность текста к определенному типу речи, составлять план текста, составлять собственный текст, находить основные элементы композиции в тексте типа речи повествование.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Вид урока: развитие речи.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал( тексты, памятки, рисунки, материал для домашней работы), «смайлы»

Методы:

Словесные

Наглядные

Объяснительно-иллюстративные

Практические

Репродуктивный

Используются принципы:

проблемности

наглядности

активности и сознательности ( всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи работы)

доступности

систематичности и последовательности

воспитательного воздействия урока

используются разные виды памяти: слуховая, зрительная , словесно-логическая, эмоциональная

Развивается творческое мышление и речь.

Ход урока.

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Стадия вызова.

Каждый день на уроках русского языка вы узнаете что-то новое и интересное, и сегодня мы продолжаем раскрывать секреты загадочного,сложного, но вместе с тем, прекрасного русского языка.

И начнем мы наш урок с небольшой задачи.

Посмотрите ,пожалуйста, на слайд. Что мы видим?

(Бусинки и рассыпанные предложения).

Что можно сделать из бусинок?=>=>бусы, а из рассыпанных предложений? -----текст.

Верно!

Казалось бы, эти два понятия совершенно разные, но тем не менее, в них есть что-то общее? Что это? (бусы состоят из множества ,соединенных между собой бусинок, точно так же, как текст, составленный из предложений. Может ли текст существовать,если будет составлен просто из предложений? Что их должно связывать друг с другом, чтобы они стали текстом? Они должны быть связаны по смыслу и грамматически).

А это значит,что сегодня нам предстоит работать именно с текстом. А вот чем именно, вы мне ответите, выполнив небольшое задание.

Я показываю вам слайды,а ваша задача внимательно посмотреть и рассказать,что вы на них увидите. Все ясно?. Приступим.

Первый слайд.-О(отвечают)

Второй слайд.- П(отвечают)

Третий слайд.- Р(отвечают)

Молодцы! Вы отлично с этим справились! Сами того не замечая, только что вы создали 3 небольших высказывания (текста) .Ребята, В зависимости от того, что мы хотим рассказать, выделяются 3 типа речи.

Поэтому тема нашего урока: Типы речи. (откроем тетради, запишем) Слайд.

В первый раз вы.... описывали, во второй рассуждали, а в третьем..... рассказывали о событиях,изображенных на видео. (это описание, рассуждение и повествование) .

НО сегодня,ребята, мы с вами подробнее остановимся только на одном типе речи-повествовании. Допишем тему.(повествование)

3. Определение целей урока.

Итак, мы выяснили, чем будем заниматься на уроке, давайте определим цели. Для этого обратимся к самому слову-ПОВЕСТВОВАНИЕ. Что значит повествование? Повествовать, рассказывать, сообщать. А умеете ли вы создавать правильно текст такого типа? Что нужно знать для того,чтобы научиться это делать?

Давайте определим цели нашего урока,опираясь на начальные фразы: Слайд.

1) Познакомиться с типом речи .....(повествование)

2) узнать, чем повествование ..........от других типов речи;

3) Научиться отличать .....(тип речи повеств-е от других типов речи);

4)Рассмотреть,как строятся тексты....(этого типа)

4.Первичное закрепление.

Цели определены, давайте теперь обратимся к текстам. У вас на партах есть три различных текста, прочитайте их и подумайте, какой из них,на ваш взгляд, является повествованием?

Попробуйте объяснить, почему?

Проверка.

НУ,ЧТО ,РЕБЯТА,СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ВЫ ВЫКАЗАЛИ,СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ проверить,верными лиони были. Для этого давайте обратимся к памятке,по которой мы можем доказать,что перед нами,действительно, повествование.

_Какой вопрос можно задать к тексту?(что произошло?) (

- какая часть речи чаще всего встречается в тексте? (глагол)

- Если представить себя фотографом, сколько кадров можно сделать?

Итак, теперь мы можем сделать вывод, что такое повествование, какие свойства характерны для этого типа речи. Перевернем листок. Слайд

Текст является повествованием,если:

Можно задать вопрос --------что произошло?

Чаще всего в тексте встречается глагол,

Текст можно передать только ----несколькими кадрами.

Ну,что же..а теперь подробнее остановимся на этом типе речи.

Прочитаем текст, докажем опираясь на нами составленные памятки,что это повествование, и посмотрим,а как же строится текст такого типа.

Чтение.

Какое событие описано здесь? (показано,как пузырь , соломинка и лапоть решили перебраться через речку)

Где описывается начало этого события? ( Первое предложение)

Где высший пик события, где кульминация,после которой происходит развязка? (соломинка перетянулась с берега на берег)

А чем заканчивается это событие? (соломинка переломилась, лапоть упал в воду, а пузырь лопнул).

Из вашей работы видно,что текст имеет свою композицию( строение). Какую?

Есть начало(вступление)- развитие действия (основная часть) – конец(заключение)

5.Закрепление.

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно, соблюдая композицию (отвечает 1 ряд)(вступление-основная часть - заключение), помня,что к тексту можно задать вопрос (отвечает 2 ряд)Что произошло?, зная,что в нем должно быть (отвечает 3 ряд) много глаголов, создать собственный текст типа повествование, по сюжетной картинке.(кто-то может придумать сам,кто-то в паре)

Вы просто все большие молодцы!

Дома у вас будет подобное задание. Ваша задача дописать продолжение текста К.Булычева, продумав возможное продолжение событий. Особое внимание хочу обратить на задание под звездочкой: это задание за дополнительный бонус-кому нравится выделять грамматические основы или очень хорошо это получается.

6. Итоги урока.

Итак,ребята,наш урок подходит к концу. Давайте же вернемся к целям нашего урока и вспомним,что мы сегодня узнали.

Какие особенности имеет тип повествование?

Как можно построить такой текст?

Что показалось сложным? Непонятным? Что бы хотелось узнать еще?

7. Рефлексия.

А сейчас я вас попрошу вспомнить о наших смайликах – посмотрим с каким настроением мы с вами уходим с нашего урока. Всем большое спасибо, мне было приятно с вами работать

Имя файла: Типы речи. Повествование. Строение текста. Конспект
Размер файла: 39 kb
Скачать файл
Имя файла: Типы речи. Повествование. Строение текста. Презентация
Размер файла: 1.4 mb
Скачать файл
Памятка к устной части
Описание фотографии
 

Комментарии

Нет комментариев. Будь первым, кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт
Гость
23.05.2019